Главная » 2019»Ноябрь»22 » Русские идут: как миллиардеры РФ занимают рынок Ирана | Новости
00:58
Русские идут: как миллиардеры РФ занимают рынок Ирана | Новости
Фонд Winter Capital Partners (WCP), принадлежащий Владимиру Потанину, инвестировал около 300 млн долларов и стал совладельцем нескольких интернет-компаний Ирана. Наибольший интерес представляет приобретение крупного интернет-магазина Digikala, который называют местным аналогом Amazon.
Сделка прошла в основном на средства «Интерроса», который является основным акционером WCP.
Компания Digikala была основана в 2007 году и за 10 лет заняла одно из ведущих мест на рынке. Сейчас компания на 4 месте по популярности в Иране. Ежедневно сайт посещают около 1,5 млн человек. В 2014 году DigiKala была объявлена самой дорогой компанией в Иране. Ее стоимость в 2014 году оценили в 150 млн долларов, а в 2016 году уже в 400 млн долларов (по данным the Economist).
Ранее фонд Парус (Parus Capital Limited) инвестировал в Digikala и еще в две компании, которые доминируют на рынке электронной рекламы, а именно Divar и Sheypoor.
Divar.ir (divar - означает «стена» на фарси) является самым популярным сайтом объявлений, где люди покупают и продают свои автомобили, мебель и бытовую технику.
Sheypoor похож на Divar, но также является рекламной онлайн платформой. Он был запущен в 2010 году и в настоящее время занимает 106 место в Иране.
Несмотря на то, что Иран входит в нижнюю пятерку стран по скорости интернета, его внедрение быстро растет. До недавнего времени многие в Иране не верили в будущее интернет компаний, хотя в последние годы стремительно возрастает число интернет и мобильных пользователей. Вместе с тем, в связи с отменой западных санкций в отношении Ирана, ожидается значительный рост электронной коммерции.
По мнению Бориса Синегубко, управляющего партнера фонда Парус, Иран имеет огромный потенциал. Более половины молодежи Ирана используют современные технологии и владеют более 30 млн смартфонов.
Борис Синегубко и Андрей Муравьев (президент фонда Парус) являются совладельцами интернет-активов в Иране. Они также инвестировали в шведскую компанию Promtgranate Investment AB, основанную специально для работы в Иране. Среди венчурных инвестиций WCP также значится Promtgranate.
Promtgranate владеет 9,4% иранской инвестиционной компании Sarava. Фонд Парус планирует увеличить свою долю до 15%. Sarava, в свою очередь, владеет 51% интернет-магазина Digikala и в ближайшем будущем планирует увеличить свою долю до 60%.
На самом деле, основным активом Savara является интернет-магазин Digikala с долей рынка более 80%. По мнению иранских экспертов, российские бизнесмены будут продолжать инвестировать в иранские компании, и стоимость Digikala вырастет до 4 млрд долларов.
Многие крупные российские компании готовятся вернуться в Иран и уже ведут переговоры. «Сухой» намерен продать свои Superjet, «АвтоВаз» начал переговоры по открытию сборочного завода для автомобилей Lada в Иране, «Газпром» и «Лукойл» оценивают проекты СПГ, а также разработку месторождений нефти.
В апреле 2016 года председатель Собрания исламского совета Ирана Али Лариджани заявил, что российские бизнесмены будут иметь приоритет, в какую бы отрасль они не хотели инвестировать. Руководство Ирана считает Россию надежным партнером и настроено развивать и дальше устойчивые отношения.