В Вене глава оппозиции Милинкевич рассказал о положении на своей родине. Сейчас важнее всего, считает он, сломить информационную монополию диктатуры
"В эти дни и недели белорусы научились больше не бояться государственной власти". Александр Милинкевич, который на сфальсифицированных выборах, состоявшихся две недели назад, в качестве кандидата от белорусской оппозиции уступил автократу Александру Лукашенко, мужественно опережает своих земляков в этом умении.
Симпатичный профессор-физик из Гродно, конкурент Лукашенко на выборах, в течение нескольких месяцев постоянно сталкивается с чиновничьим произволом. Так, в воскресенье, перед вылетом в Вену, сотрудники минского аэропорта снова педантично его обыскали. "При этом они действовали вполне корректно и постоянно просили прощения", - рассказывает Милинкевич.
В понедельник Милинкевич обрисовал ситуацию, сложившуюся на его родине, федеральному канцлеру Австрии и президенту Совета Европы Вольфгангу Шюсселю. Перед этим глава оппозиции, прибывший в Австрию по приглашению князя Карла Шварценберга, ответил на вопросы австрийских журналистов. Приводим несколько выдержек из его интервью.
- О положении на родине: "Последняя диктатура Европы уже не так сильна, как еще несколько недель назад. Режим демонстрирует слабость. Лжи и силы больше недостаточно, чтобы заставить людей молчать. С другой стороны, народ ни в коем случае не унывает. Все больше людей готовы к тому, чтобы открыто защищать свое человеческое достоинство".
- О душевном состоянии Лукашенко: "То, что Лукашенко вот уже две недели не показывается на публике и даже нежданно-негаданно отложил свою инаугурацию (она перенесена на 8 апреля), указывает на то, что сила сопротивления вызвала у него шок. Как и большинство диктаторов, Лукашенко - трусливый человек. Он никому не доверяет. Он считает, что его окружают враги, и убеждает себя в наличии этих воображаемых врагов до тех пор, пока на самом деле не поверит в их существование. Лукашенко также легко впадает в депрессию".
- О роли Москвы: "Президент Путин не особенно любит Лукашенко, но еще меньше он любит "цветные революции". Я трижды приезжал в Москву, чтобы объяснить, что Белоруссия хочет иметь хорошие отношения как с Россией, так и с западным миром. Но в Москве многие еще мыслят категориями холодной войны".
- О союзном государстве с Россией: "Большинство белорусов не хотят такого союзного государства с Россией, в котором бы их страна растворилась. Они не хотят, чтобы их отправляли воевать в Чечню, не хотят иметь у себя в стране российских олигархов, им не нужен такой высокий уровень преступности, как в России. За присоединение к России выступают всего 6% белорусского населения".
- О росте цен на газ: "Белоруссия никоим образом не готова к пятикратному росту цен с 2007 года, о котором объявил российский газовый гигант "Газпром". Это будет иметь самые серьезные экономические последствия".
- О роли Европы: "ЕС разучился обращаться с диктатурами. Европа должна найти пути и средства для сотрудничества с гражданским обществом в странах с диктаторскими режимами. Для этого нужны сильная воля и гибкость. Санкции эффективны только тогда, когда одновременно имеется доступ к свободной информации. Поэтому в данный момент для нас самая важная поддержка заключается в том, чтобы сломить информационную монополию режима. Затем нам нужна помощь для студентов, которых за их участие в мероприятиях, организованных оппозицией, выгоняют из вузов; и поддержка для рабочих, которые потеряли работу, так как вышли на демонстрацию против режима".
|