С точки зрения Финляндии, большим достижением Петербургского международного экономического форума стал договор Агентства транспортной безопасности Финляндии «Трафи» (Trafi) и Центра технических исследований «ВТТ» (VTT) с российской стороной.
Российскими партнерами в проекте стали госкомпания «Автодор» и НП «ГЛОНАСС». <
Согласно договору, Финляндия и Россия будут совместно искать, развивать и тестировать различные решения в области развития «умного транспорта» с целью облегчения его движения через границы обеих стран.
Самой амбициозной идеей является движение грузовиков-беспилотников между Финляндией и Россией.
«Конечным результатом сотрудничества могут стать беспилотные перевозки. Однако сначала предстоит разработать технические системы, изучить возможности их взаимодействия на транспорте, пересекающем государственные границы», — заявил руководитель исследовательского отдела Агентства транспортной безопасности Финляндии Trafi Юха Кенраали (Juha Kenraali).
По словам Кенраали, Финляндия уже сотрудничает по вопросам интеллектуального транспорта с Норвегией и другими странами Северной Европы. Однако в сотрудничестве заинтересованы не все европейские страны, и на это есть ряд причин: например, не все хотят делиться собственными разработками, а у кого-то их просто нет.
«Россия очень заинтересована в сотрудничестве с нами. Мы в Финляндии тоже считаем, что никто не сможет справиться с такой задачей в одиночку. Технологии надо развивать только в сотрудничестве с разными компаниями, независимо от их национальной принадлежности. Каждый должен вносить свой вклад», — считает Кенраали.
«В этом отношении Финляндия и Россия — вполне равноценные партнеры. Нельзя сказать, что кто-то идет далеко впереди или отстает».
Финские и российские специалисты также собираются совместно тестировать технологии связи V2X, с помощью которых «умные машины» смогут «разговаривать» друг с другом и транспортными системами.
На начальном этапе ставится задача оборудовать место пересечения границы таким образом, чтобы системы интеллектуального транспорта автоматически получали из баз данных требуемую бюрократическую информацию, и водителю не нужно было бы заполнять бумаги.
Пробки и заторы в движении на границе можно будет уменьшать, направляя транспорт туда, где пересечь границу можно быстрее. Кроме этого, водителю можно будет автоматически посылать информацию об авариях и предупреждения о плохих условиях на дороге.
<Российская сторона в настоящее время приводит в порядок и расширяет трассу «Скандинавия», которая проходит между Санкт-Петербургом и Финляндией. В последнее время ее прозвали «дорогой смерти» из-за большого количества аварий. Одновременно с ремонтом российские дорожные службы собираются установить на трассе различные системы для повышения безопасности движения. По информации «Российской газеты», Россия уже в этом году собирается опробовать движение беспилотных автомобилей по трассе «Скандинавия» до границы с Финляндией. Возможно, в будущем эти машины смогут пересекать границу и доезжать от Санкт-Петербурга до Финляндии.
В Финляндии тестирование «умных машин» в потоке обычного движения уже давно разрешено — как на шоссейных дорогах, так и в городах.
«В Финляндии тестировать автопилотируемые машины можно на общих трассах — после получения разрешения у Агентства транспортной безопасности Финляндии Trafi. В этом отношении Финляндия опережает другие страны, и мы надеемся, что сюда приедет еще больше специалистов по тестированию, в том числе и из других стран».
Обычным гражданам интеллектуальный транспорт и автомобили без водителя кажутся чем-то из области научной фантастики, хотя, например, беспилотные летательные аппараты — дроны — являются обычным делом, их используют даже в любительской фотосъемке.
Кенраали уже многократно приходилось отвечать на вопросы о возможной угрозе беспилотного движения автомобилей. Например, многие боятся появления автоинспекции в стиле «Большой брат следит за тобой», захвата автомобилей преступниками с помощью хакеров или использования хакерами автомобиля для преднамеренной организации аварии.
«Никаких систем слежения не будет. Об этом позаботится закон о защите персональных данных, уже вступивший в ЕС в силу. Если хакер попытается угнать машину, его намерения можно будет предотвратить удаленно, и машина никуда не поедет», — напоминает Кенраали.
«Абсолютно неуязвимую систему создать невозможно, но все недостатки можно исправить по мере их обнаружения. Начинать работу надо с позитивным настроем, а не со страхом. Ведь и у обычных машин могут отказать тормоза».
По словам Кенраали, к начинающемуся сотрудничеству Финляндии и России они постараются привлечь все компании, которые интересуются этим вопросом и могут предложить свои идеи.
«Роль чиновников заключается в том, чтобы предоставить компаниям необходимые возможности и создать правовую базу. Мы поддерживаем проект, стараемся устранить препятствия и не создавать их».
|