«Газпром» продолжает поддерживать очень высокие темпы экспорта газа в Европу, несмотря на то что эффект предыдущей холодной зимы и низких запасов в хранилищах уже почти исчерпан, пишет “Коммерсантъ”. По данным издания, доля «Газпрома» на рынке ЕС по итогам января—сентября выросла до 34%, что объясняется ростом спроса, в основном со стороны электроэнергетики, и умеренной конкуренцией с газом из Норвегии и сжиженным газом. СПГ, вероятно, в конце года в основном уйдет в Азию, однако большие запасы в европейских хранилищах могут отрицательно сказаться на поставках «Газпрома» в случае теплой зимы.
Рост спроса в европейской электроэнергетике стал основным драйвером увеличения экспорта газа «Газпрома» в ЕС за девять месяцев этого года. По данным «Газпром экспорта», с которыми ознакомилось издание, спрос на рынке дальнего зарубежья (ЕС минус Прибалтика плюс Турция) в этом году в целом вырос на 27 млрд кубометров, до 397,1 млрд кубометров, причем 80% прироста обеспечило увеличившееся потребление электростанций. Отчасти это вызвано жарким летом и маловодьем в Южной Европе, из-за чего гидроэлектростанции в Испании, Португалии, Италии и Турции были менее загружены. В то же время, несмотря на относительно теплое начало осени, спрос на газ в Европе продолжает расти год к году — это может служить признаком того, что увеличение спроса опирается скорее на рост экономики, а не на единовременный эффект погодных аномалий. В итоге пока «Газпром» уверенно идет к новому историческому рекорду по объемам экспорта газа в Европу и Турцию, который может превысить в этом году 190 млрд кубометров. По итогам января—сентября доля «Газпрома» на рынке ЕС увеличилась на 1 процентный пункт, до 34,1%, а поставки выросли на 11,4%, до 141,3 млрд кубометров.
Однако конкуренты «Газпрома» — сжиженный газ и газ из Норвегии — тоже активно занимают возникшую из-за роста спроса рыночную нишу. Норвегия продолжила наращивать поставки на 6,7%, до 95,5 млрд кубометров, тогда как поставки СПГ из различных источников выросли на 12,8%, до 47,8 млрд кубометров. При этом третий крупнейший поставщик газа в ЕС, Алжир, не смог удержать прошлогодние темпы роста экспорта, сократив его на 5%, до 35,4 млрд кубометров. Собственная добыча газа в ЕС продолжила падать, в особенности в Нидерландах (минус 13,5%, до 28,2 млрд кубометров). Вчера суд страны разрешил еще год продолжать добычу на крупнейшем в Европе газовом месторождении Гронинген на уровне 21,5 млрд кубометров, тогда как экологические активисты требовали вообще закрыть месторождение, что, вероятно, привело бы к кризису и резкому росту цен.
Хотя поставки СПГ в Европу существенно выросли по сравнению с прошлым годом, их динамика в четвертом квартале, видимо, изменится из-за роста «азиатской премии» — производителям СПГ будет выгоднее перенаправить танкеры в Азию из-за более высокой цены. Это может освободить нишу для дополнительных поставок «Газпрома». В то же время в течение всего года поставки «Газпрома» поддерживало то, что прошлая зима была холодной и европейцам было необходимо закачать большой объем газа в подземные хранилища. На конец третьего квартала общая закачка в ПХГ в Европе составила 22,3 млрд кубометров (на 1,6 млрд кубометров меньше, чем в 2016 году), однако на данный момент уровень запасов почти достиг показателя прошлого года. Если эта зима будет теплой, наличие существенных запасов в ПХГ окажет давление на поставки «Газпрома» в начале следующего года.
Пока что рост спроса на газ в Европе и Азии вкупе с относительно низкими ценами на нефть де-факто предотвращает острую конкуренцию между российским газом и СПГ из США. За три квартала поставки американского СПГ в Европу и Турцию, с одной стороны, выросли в 4,5 раза с очень низкой базы, а с другой — составили в абсолютных объемах только 1,9 млрд кубометров. В условиях роста «азиатской премии» «Газпрому» нет нужды начинать ценовую войну за рынок в Европе, поскольку СПГ, в том числе американский, приходит туда только в случае неблагоприятных цен в Азии. Эксперты МЭА в выпущенном во вторник World Energy Outlook полагают, что «Газпром» позволит американскому СПГ занять некоторую долю европейского рынка, учитывая, что потребность Европы в импорте газа будет расти, и в абсолютных объемах поставки «Газпрома» от этого не пострадают. По мнению МЭА, это более выгодный сценарий для монополии, чем ценовая война, которую «Газпром» мог бы выиграть только за счет существенного падения маржи.
|